Еще недавно складской сегмент являлся логическим продолжением торговой сферы. Однако благодаря достаточно высоким темпам роста торговли, он и сам стал не ее придатком, а самостоятельным бизнесом.
Проблемным вопросом этой самостоятельности, с которым на начальных этапах своего развития сталкивается любой рынок, — необходимость разработки единой и общепринятой классификации. До сих пор большинство игроков рынка не имеет грамотного понимания, как охарактеризовать складской комплекс в рамках выбора логистического оператора.
Класс А+
Обязательные критерии:
Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы, без колонн или с шагом колонн не менее 12 метров, с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.
- Площадь застройки — 40–45%.
- Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн на 1 м2, на уровне 1,2 метра от уровня земли.
- Высота потолков — не менее 13 метров, позволяющая установку многоуровневого стеллажного оборудования (6–7 ярусов).
- Регулируемый температурный режим.
- Система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения.
- Система вентиляции.
- Система охранной сигнализации и видеонаблюдения.
- Автономная электроподстанция и тепловой узел.
- Достаточное количество автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) не менее 1 на 500 м2.
- Площадки для отстоя большегрузных и парковки легковых автомобилей.
- Площадки для маневрирования большегрузных автомобилей.
- Офисные помещения при складе.
- Вспомогательные помещения при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
- Система учета и контроля доступа сотрудников.
- Оптико-волоконные телекоммуникации.
- Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.
- Расположение вблизи центральных магистралей.
- Профессиональная система управления.
- Опытный девелопер.
Желательные, но необязательные критерии:
- Железнодорожная ветка.
Класс А
Аналогичен Классу А+ за исключением следующих пунктов:
- Шаг колонн должен составлять не менее 9 метров.
- Площадь застройки — 45–55%.
- Высота потолков — не менее 10 метров.
- Такие критерии, как “Опытный девелопер”, “Система учета и контроля доступа сотрудников”, “Автономная электроподстанция и тепловой узел”, “Ж/д ветка” относятся к желательным.
Класс В+
Аналогичен классу А+ за исключением следующих пунктов:
- Одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы, построенное или реконструированное.
- Площадь застройки — 45–55%.
- Отсутствуют ссылки к шагу колонн и расстоянию между пролетами.
- Высота потолков — от 8 метров.
- Количество автоматических ворот докового типа (dock shelters) — не менее 1 на 1000 м2.
- Пандус для разгрузки автотранспорта.
- Такие критерии, как “Профессиональная система управления”, “Опытный девелопер”, “Система учета и контроля доступа сотрудников”, “Автономная электроподстанция и тепловой узел” и “Ж/д ветка”, относятся к желательным.
Класс В
Обязательные критерии:
- Одно-, двухэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы, вновь построенное или реконструированное промышленное здание.
- В случае двухэтажного строения необходимо наличие достаточного количества грузовых лифтов (подъемников) грузоподъемностью не менее 3-х тонн, не менее 1 на 2000 м2.
- Высота потолков — от 6 метров.
- Пол — асфальт или бетон без покрытия.
- Система отопления.
- Пожарная сигнализация и система пожаротушения.
- Пандус для разгрузки автотранспорта.
- Площадки для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
- Охрана по периметру территории.
- Телекоммуникации.
- Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
- Вспомогательные помещения при складе.
Желательные, но необязательные критерии:
- Система вентиляции.
- Офисные помещения при складе.
- Система учета и контроля доступа сотрудников.
- Автономная электроподстанция и тепловой узел.
- Ж/д ветка.
Класс С
Обязательные критерии:
- Капитальное производственное помещение или утепленный ангар.
- Высота потолков — от 4 метров.
- Пол — асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия.
Желательные, но необязательные критерии:
- В случае многоэтажного строения — грузовые лифты/подъемники.
- Ворота на нулевой отметке.
- Площадки для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
- Система вентиляции.
- Система отопления.
- Пожарная сигнализация и система пожаротушения.
- Офисные помещения при складе.
- Ж/д ветка.
- Пожарная сигнализация и система пожаротушения.
- Пандус для разгрузки автотранспорта.
- Охрана по периметру территории.
- Телекоммуникации.
- Вспомогательные помещения при складе.
Класс D
Обязательные критерии:
- Подвальные помещения или объекты ГО, неотапливаемые производственные помещения или ангары.
Желательные, но необязательные критерии:
- Площадки для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
- Пожарная сигнализация и система пожаротушения.
- Система отопления.
- Система вентиляции.
- Офисные помещения при складе.
- Ж/д ветка.
- Телекоммуникации.
- Охрана по периметру территории.
Классификация складских помещений от Swiss Realty Group
Класс А1
Современные помещения, строившиеся с учетом будущей складской деятельности. Расположение, отделка и оборудование отвечают следующим принципам современной складской логистики: близость основных транспортных артерий, возможность адаптации под любые виды грузов, высокая скорость грузооборота и гарантии сохранности грузов.
- Год постройки: позднее 1994.
- Расположение: на основных транспортных магистралях в 10–40 км от Москвы. Прямой доступ на территорию склада непосредственно с трассы или по удобным дорогам-сателлитам;
- Одноэтажное/однообъемное здание с высокими потолками, позволяющее установить любое стеллажное (конвейерное и т.п.) оборудование, в том числе и многоэтажные (мезонинные) стеллажные системы.
- Плоские бетонные полы с антипылевым покрытием, обеспечивающие высокую скорость и безопасность движения погрузочной техники.
- Высокая проектная нагрузка на поверхность пола (от 4 тонн на 1 м2), позволяющая применять тяжелую погрузочную технику (высотные штабеллеры) и, как следствие, максимально использовать высоту стеллажей.
- Редкая сетка колон (не менее 12 на 18 метров), позволяющая варьировать размещение рядов стеллажей и оптимизировать организацию движения механизмов и складских работников.
- Наличие офисных, административных и бытовых помещений в здании склада.
- Не менее одних погрузо-разгрузочных ворот на 1 тысячу м2 склада, а также обособленная зона погрузки/разгрузки и комплектации заказов, позволяющая максимально быстро разгружать и загружать грузовой транспорт.
- Система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения (сплинкерная или порошковая).
- Регулируемая температура и влажность в помещениях склада.
- Автономные системы тепло- и водоснабжения.
- Аварийные системы электропитания.
- Центральное кондиционирование и вентиляция.
- Современные системы охранной сигнализации и видеонаблюдения.
- Погрузочно-разгрузочные ворота, оборудованные гидравлическими аппарелями и док-шелтерами.
- Развитая транспортная инфраструктура, наличие удобных подъездных путей, разворотных площадок, парковок для всех видов транспорта, указателей и светофоров.
- Благоустроенная прилегающая территория.
- Привлекательный внешний вид (отделка современными фасадными системами, современное остекление и пр.).
Класс А2
Полностью реконструированные с применением современных материалов и технологий складские или производственные площади 20–30-летней постройки. Характеристики идентичны Классу А1, за исключением местоположения: склады часто находятся в черте города, в промзонах.
- Годы постройки: 1970–1980.
- Капитальное одноэтажное (иногда двухэтажное) здание, железобетонная или сборная металлическая конструкция).
Класс В1
Складские помещения доперестроечного периода. Построенные в соответствии с канонами логистики, свойственными плановой экономике, такие помещения требуют некоторых (незначительных) дополнительных капитальных вложений и изменений для осуществления складской деятельности: смена полового покрытия, установка современных охранных систем и пр.
- Годы постройки: 1970–1980.
- Капитальное одно- или многоэтажное здание (железобетонная конструкция).
- Центральное отопление (собственные котельные).
- Высота потолков — 6–9 метров.
- Бетонный пол (стяжка или плиты).
- Пожарная сигнализация и пожарные краны/рукава.
- Крытый пандус или рампа для погрузки/разгрузки транспорта.
Класс В2
Складское помещение недавней постройки, по ряду причин не соответствующее 2–3 параметрам, необходимым складам класса А: недостаточное количество ворот, неудобство подъездных путей и пр.
- Год постройки: с начала 1990-х.
Класс С1
Бывшие производственные помещения, таксомоторные парки и автобазы, изначально не приспособленные под складскую обработку и требующие значительных строительных и технических изменений: врезание дополнительных ворот, создание рамп/пандусов, замена остекления/витражей капитальными стенами, модернизация полового покрытия и систем отопления и пожаротушения. В большинстве случаев необходим демонтаж установленного оборудования.
- Годы постройки: 1950–1990.
- Капитальное одно- или многоэтажное здание (железобетонная конструкция).
- Высота потолков — от 7 до 18 метров.
- Бетонный или асфальтированный пол.
- Пожарная сигнализация и рукавная система пожаротушения.
- Низкое соотношение количества ворот к площади помещения, отсутствие пандусов.
- Расположение в промзонах в черте города.
Класс С2
Старые и сильно изношенные складские помещения советского периода, многие из которых строились еще в 1930–60 годах. К этому же классу относится большинство овощехранилищ и продуктовых оптовых баз.
Склады данного класса зачастую не соответствуют современным нормам пожарной безопасности и экологичности, а также требованиям современных логистических компаний по возможностям грузооборота и, соответственно, требуют значительных дополнительных вложений в капитальный ремонт и модернизацию.
- Годы постройки: 1930–1980.
- Капитальное одно- или многоэтажное здание (железобетонные конструкции), часто с большим цокольным этажом.
- Центральное отопление.
- Высота потолков — от 4–5 метров.
- Бетонный или асфальтированный пол.
- Крытый/открытый пандус или рампа для разгрузки транспорта.
- Расположение в промзонах в черте города (часто в ЦАО).
- Ограниченные прилегающие территории, недостаток места для парковки и маневра большегрузных машин.
- Устаревшие системы охраны и пожаротушения.
Класс D
Неприспособленные под складские нужды гаражи, подвалы, бомбоубежища, холодные ангары, сельскохозяйственные постройки. Такие помещения нецелесообразно модернизировать или реконструировать, поскольку с финансовой точки зрения для повышения класса склада, как правило, более выгодно снести такой объект и построить на его месте новое здание, чем осуществлять реконструкцию.